--
О русском языке и нравственности
2015-10-07 17:07:41
Русский язык – это величайший синтез глубины, красоты и значительности. Но почему получается так, что в руках современного человека он теряет свои достоинства и становится поверхностным и блеклым? О чём стоит задуматься каждому из нас?
«В языке утеряна истинная семантика слов, значение которых каждый трактует как хочет”.
Дарио Салас Соммэр
Язык, как живой организм — очень тонко чувствует малейшие изменения вокруг, поэтому он всегда является замечательным показателем духовного и морального здоровья нации.
Если размышлять о языковой культуре человека, то легко заметить, насколько тесно она связана с нравственностью. Вспоминаются слова А. А. Ахматовой: «… и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!», после которых становится стыдно за современное положение дел. Собственно, что мы имеем? Включаешь телевизор – площадная брань. Берёшь в руки новую книгу – сквернословие, такое что даже читать неприятно.
А если учесть, что современное искусство – это отражение нашего внутреннего мира и образа жизни, то есть серьёзный повод призадуматься. Некоторые люди конечно говорят, что ругательство – это способ освободить себя от накопившейся отрицательной энергии. Но ими совсем забывается тот факт, что, выплеснувшись, эта самая энергия начинает распространяться повсюду, отравляя окружающее пространство хуже автомобилей. И если вспомнить об исследованиях ученого Масару Эмото, то даже качество воды портится там, где произносятся негативные слова.
Кроме этого надо быть честными и признаться, что не только сквернословие портит наш язык. Лишенная глубокого смысла информация, которую мы бездумно поглощаем, постепенно меняет семантическое содержание нашего языка, затирая важнейшие слова или лишая их истинного значения.
Например как часто вы слышите о добродетели? Это слово осталось в книгах и пока еще в нашей памяти, но похоже его тоже лишают жизни.
Но уходит ли в небытие и само понятие? Добродетель – уходит? Нет, но ее определение постепенно девальвируется и размывается. И в результате, вместо того, чтобы рассказать о добродетелях, которыми должен обладать человек, мы говорим о его достоинствах. Перечисляем их, как достоинства денежных купюр.
А ведь достоинство – это составляющая добродетели. Пожалуй, самая главная, основная, всеобъемлющая. Добрый человек может быть слаб. Сильный человек может быть нечестен. Честный человек может быть труслив. Храбрый человек может быть ленив. Добродетельный человек живет, руководствуясь законами морали, и сохраняет достоинство во всём. Это и есть добродетель.
Или например, зайдя в любую социальную сеть, можно увидеть что-то вроде слов из набора букв «пж», «привед», «спс» и прочее. И только потом начинаешь понимать, что «спс» – это наше обычное спасибо, а «пж» означает «пожалуйста». Все подобные сокращения и склонность к примитивной русификации английского языка настолько выхолащивают и уродуют глубокий смысл наших традиционных слов, что человеку, предпочитающему разумный диалог, становится всё тяжелее общаться в современном мире, который становится всё более упрощённым и поверхностным.
К сожалению, с упрощением языка наступает и атрофия осознания сути произносимых слов, а через это и упрощение нашего внутреннего мира. Человек всё больше отходит от глубокого индивидуального местоимения «я» и начинает жить бессознательной коллективной жизнью «мы», руководствуясь логикой «раз все так говорят, то и я буду». Но обратите внимание, что коллективная духовная бедность не приводит к тому, чтобы объединившись в группы по интересам, люди начали думать и заботиться друг о друге. Напротив, многие стремятся извлечь выгоду только для себя, совсем не думая об интересах окружающих.
Люди перестали заводить друзей, возможно боясь, что их обманут. Для многих любовь превратилась в красивую, но инфантильную и уже неактуальную сказку. Человек одинок, хотя у него может быть несколько сотен людей, которые именуются друзьями. Правда, всё это только на скучных мониторах компьютеров.
Вы никогда не замечали, что с тех пор, как люди отказались от глубоких размышлений, у них стал угасать интерес и к незыблемым человеческим ценностям и к красивым и точным речевым оборотам? Интересно, что в нашей жизни, так или иначе, всё взаимосвязано. И в итоге мы видим, как недостаток времени для самоанализа порождает недостаток нравственности, а вряд ли можно отыскать что-то ещё хуже этого, — когда некогда быть человечным, некогда быть милосердным, некогда поговорить даже с собственным ребёнком.
Но если человек заинтересован в собственном индивидуальном развитии, старается сделать свое поведение и свои мысли сознательными, то ему обязательно необходимо следить и за чистотой своей речи. Обращая на это внимание, легко убедиться в правдивости слов Григория Померанца: «Мы все ещё незаконченные люди. Процесс сотворения человека ещё продолжается. Человек ещё творится. И чтобы он сотворился, нам нужны большие внутренние усилия».
Увы, но эти самые усилия привлекают лишь единицы, всех остальных почему-то устраивает то, какими они являются и портрет для представителей человечества выходит не самый привлекательный. Максим Горький в пьесе «На дне» словами одного из героев очень верно подмечает: «Человек – это звучит гордо». Но может ли зародиться гордость за того, кто привычным образом не вникает в смысл слов, которые произносит и замещает их странными псевдосинонимами, девальвирующими смысл?
Есть известная фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В нашем случае её можно было бы несколько видоизменить: «Расскажи мне о чем и как ты говоришь, и я скажу, какой ты».
Обнищание нашей культуры привело к безответственному использованию слова. Оно перестало быть чем-то ценным и важным. Мы забываем язык Толстого и Тургенева. Нам всё сложнее читать Гоголя и Чехова. Мы теряем понимание лучших примеров и приобретаем негативный опыт. Мы разбрасываемся словами, как семенами генномодифицированного сорняка, которых вырастает всё больше и больше. И в результате сказать сегодня: «Я тебя люблю» –для многих уже то же самое, что воскликнуть: «Я хочу есть». Слово «родина» больше не вызывает тёплых откликов в груди. Глубина и смысл слов отошли на задний план и стали ненужными. Что же нам делать?
1. Читать, читать и ещё раз читать хорошую литературу. Хотя бы по несколько страниц в день. Читать произведения гениальных классиков, чтобы приобщаться к нравственной культуре и овладевать силой слова. Читать хорошую современную литературу, посвященную теме морали, чтобы была возможность размышлять на эти темы, чтобы мы смогли напитать нашу речь смыслом. И здесь сразу хочется посоветовать актуальную книгу Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века», которая не только раскрывает тайну важности семантики слов, но и показывает, насколько важно человеку быть нравственным.
Так например, в этой книге очень точно говорится, что «Из-за семантических неточностей языка в нашем разуме накапливаются различные ошибки, которые со временем превращаются в незыблемую основу культуры. Поэтому, когда люди с ясным сознанием в поисках истины хотят углубить систему взглядов, их подвергают гонениям и преследованиям за «преступление», состоящее в том, что они мыслят иначе, то есть более глубоко».
2. Осознавать себя человеком разумным и следовать законам морали. Нельзя приобщаться к высоким материям, а через мгновение сквернословить. Стремитесь использовать время для того, чтобы самостоятельно размышлять. Старайтесь быть добродетельными и в поступках и в мыслях, — помните, что они влияют на окружающих и могут сделать мир лучше.
3. Окружить себя людьми, которые ценят нравственность и слово. С такими людьми складываются особенные диалоги, которым подчас мало места в нашей, нашпигованной суетой, жизни. Наслаждайтесь временем, которое вы посвящаете разговору на вечные темы, рассуждениям о морали и смысле жизни, добре и зле, используйте время, чтобы задуматься о самом себе, останавливаясь на тех недостатках, которые можно было бы исправить.
Конечно можно ещё много говорить о том, как важно иметь достоинство, и о том, что язык человека полностью демонстрирует его внутреннее богатство. Однако иногда стоит остановиться и помолчать, чтобы каждый задумался о том, кто он есть на самом деле и кем он хочет быть. Лучшим другом здесь будет тишина.
Вячеслав Азаров.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
«В языке утеряна истинная семантика слов, значение которых каждый трактует как хочет”.
Дарио Салас Соммэр
Язык, как живой организм — очень тонко чувствует малейшие изменения вокруг, поэтому он всегда является замечательным показателем духовного и морального здоровья нации.
Если размышлять о языковой культуре человека, то легко заметить, насколько тесно она связана с нравственностью. Вспоминаются слова А. А. Ахматовой: «… и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!», после которых становится стыдно за современное положение дел. Собственно, что мы имеем? Включаешь телевизор – площадная брань. Берёшь в руки новую книгу – сквернословие, такое что даже читать неприятно.
А если учесть, что современное искусство – это отражение нашего внутреннего мира и образа жизни, то есть серьёзный повод призадуматься. Некоторые люди конечно говорят, что ругательство – это способ освободить себя от накопившейся отрицательной энергии. Но ими совсем забывается тот факт, что, выплеснувшись, эта самая энергия начинает распространяться повсюду, отравляя окружающее пространство хуже автомобилей. И если вспомнить об исследованиях ученого Масару Эмото, то даже качество воды портится там, где произносятся негативные слова.
Кроме этого надо быть честными и признаться, что не только сквернословие портит наш язык. Лишенная глубокого смысла информация, которую мы бездумно поглощаем, постепенно меняет семантическое содержание нашего языка, затирая важнейшие слова или лишая их истинного значения.
Например как часто вы слышите о добродетели? Это слово осталось в книгах и пока еще в нашей памяти, но похоже его тоже лишают жизни.
Но уходит ли в небытие и само понятие? Добродетель – уходит? Нет, но ее определение постепенно девальвируется и размывается. И в результате, вместо того, чтобы рассказать о добродетелях, которыми должен обладать человек, мы говорим о его достоинствах. Перечисляем их, как достоинства денежных купюр.
А ведь достоинство – это составляющая добродетели. Пожалуй, самая главная, основная, всеобъемлющая. Добрый человек может быть слаб. Сильный человек может быть нечестен. Честный человек может быть труслив. Храбрый человек может быть ленив. Добродетельный человек живет, руководствуясь законами морали, и сохраняет достоинство во всём. Это и есть добродетель.
Или например, зайдя в любую социальную сеть, можно увидеть что-то вроде слов из набора букв «пж», «привед», «спс» и прочее. И только потом начинаешь понимать, что «спс» – это наше обычное спасибо, а «пж» означает «пожалуйста». Все подобные сокращения и склонность к примитивной русификации английского языка настолько выхолащивают и уродуют глубокий смысл наших традиционных слов, что человеку, предпочитающему разумный диалог, становится всё тяжелее общаться в современном мире, который становится всё более упрощённым и поверхностным.
К сожалению, с упрощением языка наступает и атрофия осознания сути произносимых слов, а через это и упрощение нашего внутреннего мира. Человек всё больше отходит от глубокого индивидуального местоимения «я» и начинает жить бессознательной коллективной жизнью «мы», руководствуясь логикой «раз все так говорят, то и я буду». Но обратите внимание, что коллективная духовная бедность не приводит к тому, чтобы объединившись в группы по интересам, люди начали думать и заботиться друг о друге. Напротив, многие стремятся извлечь выгоду только для себя, совсем не думая об интересах окружающих.
Люди перестали заводить друзей, возможно боясь, что их обманут. Для многих любовь превратилась в красивую, но инфантильную и уже неактуальную сказку. Человек одинок, хотя у него может быть несколько сотен людей, которые именуются друзьями. Правда, всё это только на скучных мониторах компьютеров.
Вы никогда не замечали, что с тех пор, как люди отказались от глубоких размышлений, у них стал угасать интерес и к незыблемым человеческим ценностям и к красивым и точным речевым оборотам? Интересно, что в нашей жизни, так или иначе, всё взаимосвязано. И в итоге мы видим, как недостаток времени для самоанализа порождает недостаток нравственности, а вряд ли можно отыскать что-то ещё хуже этого, — когда некогда быть человечным, некогда быть милосердным, некогда поговорить даже с собственным ребёнком.
Но если человек заинтересован в собственном индивидуальном развитии, старается сделать свое поведение и свои мысли сознательными, то ему обязательно необходимо следить и за чистотой своей речи. Обращая на это внимание, легко убедиться в правдивости слов Григория Померанца: «Мы все ещё незаконченные люди. Процесс сотворения человека ещё продолжается. Человек ещё творится. И чтобы он сотворился, нам нужны большие внутренние усилия».
Увы, но эти самые усилия привлекают лишь единицы, всех остальных почему-то устраивает то, какими они являются и портрет для представителей человечества выходит не самый привлекательный. Максим Горький в пьесе «На дне» словами одного из героев очень верно подмечает: «Человек – это звучит гордо». Но может ли зародиться гордость за того, кто привычным образом не вникает в смысл слов, которые произносит и замещает их странными псевдосинонимами, девальвирующими смысл?
Есть известная фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В нашем случае её можно было бы несколько видоизменить: «Расскажи мне о чем и как ты говоришь, и я скажу, какой ты».
Обнищание нашей культуры привело к безответственному использованию слова. Оно перестало быть чем-то ценным и важным. Мы забываем язык Толстого и Тургенева. Нам всё сложнее читать Гоголя и Чехова. Мы теряем понимание лучших примеров и приобретаем негативный опыт. Мы разбрасываемся словами, как семенами генномодифицированного сорняка, которых вырастает всё больше и больше. И в результате сказать сегодня: «Я тебя люблю» –для многих уже то же самое, что воскликнуть: «Я хочу есть». Слово «родина» больше не вызывает тёплых откликов в груди. Глубина и смысл слов отошли на задний план и стали ненужными. Что же нам делать?
1. Читать, читать и ещё раз читать хорошую литературу. Хотя бы по несколько страниц в день. Читать произведения гениальных классиков, чтобы приобщаться к нравственной культуре и овладевать силой слова. Читать хорошую современную литературу, посвященную теме морали, чтобы была возможность размышлять на эти темы, чтобы мы смогли напитать нашу речь смыслом. И здесь сразу хочется посоветовать актуальную книгу Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века», которая не только раскрывает тайну важности семантики слов, но и показывает, насколько важно человеку быть нравственным.
Так например, в этой книге очень точно говорится, что «Из-за семантических неточностей языка в нашем разуме накапливаются различные ошибки, которые со временем превращаются в незыблемую основу культуры. Поэтому, когда люди с ясным сознанием в поисках истины хотят углубить систему взглядов, их подвергают гонениям и преследованиям за «преступление», состоящее в том, что они мыслят иначе, то есть более глубоко».
2. Осознавать себя человеком разумным и следовать законам морали. Нельзя приобщаться к высоким материям, а через мгновение сквернословить. Стремитесь использовать время для того, чтобы самостоятельно размышлять. Старайтесь быть добродетельными и в поступках и в мыслях, — помните, что они влияют на окружающих и могут сделать мир лучше.
3. Окружить себя людьми, которые ценят нравственность и слово. С такими людьми складываются особенные диалоги, которым подчас мало места в нашей, нашпигованной суетой, жизни. Наслаждайтесь временем, которое вы посвящаете разговору на вечные темы, рассуждениям о морали и смысле жизни, добре и зле, используйте время, чтобы задуматься о самом себе, останавливаясь на тех недостатках, которые можно было бы исправить.
Конечно можно ещё много говорить о том, как важно иметь достоинство, и о том, что язык человека полностью демонстрирует его внутреннее богатство. Однако иногда стоит остановиться и помолчать, чтобы каждый задумался о том, кто он есть на самом деле и кем он хочет быть. Лучшим другом здесь будет тишина.
Вячеслав Азаров.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru