--
Александр Павлович Ленский
2017-07-31 13:00:00
Российский актёр, театральный режиссёр и педагог, выдающийся театральный деятель Российской империи. На сцене с 1865 года. С 1876 в Малом театре.
Родился 13 октября (1 октября по ст.ст.) 1847 года в Кишинёве, в Бессарабии. Внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Мастер перевоплощения, он сочетал творческое вдохновение с высокой актерской техникой (Гамлет, Бенедикт — «Гамлет» и «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Чацкий, Фамусов — «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и др.).
Александр Павлович — один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).
Постановки в Малом театре
8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» Карло Гольдони. Перевод с итальянского Н. М. Спасского;
15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского;
10 декабря 1895 — «Пучина» Александра Николаевича Островского;
17 декабря 1895 — «Гроза» А. Н. Островского;
21 января 1896 — «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Ночное» М. А. Стаховича;
21 апреля 1896 — «Воевода (Сон на Волге)» А. Н. Островского;
29 сентября 1896 — «Каширская старина» Дмитрия Васильевича Аверкиева;
27 октября 1896 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского;
3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского;
12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Владимира Ивановича Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис);
19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского;
2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского;
16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского;
27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского;
28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского;
12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского;
3 сентября 1898, Новый театр — «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя (с добавочными сценами);
8 сентября 1898, Новый театр — «Лес» А. Н. Островского;
Сентябрь 1898, Новый театр — «Бой бабочек». Ком. в 4-х действиях Г. Зудермана. Перевод с нем. Ф. А. Куманина;
27 октября 1898, Новый театр — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского;
2 ноября 1898, Новый театр — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
5 ноября 1898 — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского);
24 ноября 1898, Новый театр — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова;
27 декабря 1898, Новый театр — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М. П. Садовского;
16 февраля 1899, Новый театр — «Свадьба Фигаро» Бомарше;
31 августа 1899, Новый театр — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского;
Родился 13 октября (1 октября по ст.ст.) 1847 года в Кишинёве, в Бессарабии. Внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Мастер перевоплощения, он сочетал творческое вдохновение с высокой актерской техникой (Гамлет, Бенедикт — «Гамлет» и «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Чацкий, Фамусов — «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и др.).
Александр Павлович — один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).
Постановки в Малом театре
8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» Карло Гольдони. Перевод с итальянского Н. М. Спасского;
15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского;
10 декабря 1895 — «Пучина» Александра Николаевича Островского;
17 декабря 1895 — «Гроза» А. Н. Островского;
21 января 1896 — «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Ночное» М. А. Стаховича;
21 апреля 1896 — «Воевода (Сон на Волге)» А. Н. Островского;
29 сентября 1896 — «Каширская старина» Дмитрия Васильевича Аверкиева;
27 октября 1896 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского;
3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского;
12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Владимира Ивановича Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис);
19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского;
2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского;
16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского;
27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского;
28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского;
12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского;
3 сентября 1898, Новый театр — «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя (с добавочными сценами);
8 сентября 1898, Новый театр — «Лес» А. Н. Островского;
Сентябрь 1898, Новый театр — «Бой бабочек». Ком. в 4-х действиях Г. Зудермана. Перевод с нем. Ф. А. Куманина;
27 октября 1898, Новый театр — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского;
2 ноября 1898, Новый театр — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
5 ноября 1898 — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского);
24 ноября 1898, Новый театр — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова;
27 декабря 1898, Новый театр — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М. П. Садовского;
16 февраля 1899, Новый театр — «Свадьба Фигаро» Бомарше;
31 августа 1899, Новый театр — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского;